История создания 3D 2.0

Картонные анаглифные очки

Второй шанс 3D получило, когда продюсер Арч Гоблер нашел способ избавиться от «сдвоенного проектора». Его изобретение, Space-Vision 3D, подразумевало использование двух стереоскопических пленок в одной катушке. Так как наложение/склеивание пленок происходило на стадии производства, о возможных проблемах синхронизации можно было больше не переживать. Увы, при этом приходилось жертвовать четкостью картинки и насыщенностью цветов.

Еще одна технология была разработана в 1970 году компанией Stereovision. Основным отличием от гоблеровской техники стало то, что две пленки не накладывались друг на дружку, а шли в проекторе параллельно. Разумеется, при этом, дабы уместиться в экран, они сжимались по ширине, а специальные анаморфные линзы и поляризационные фильтры расширяли стереоизображение до традиционного размера. Первым фильмом с использованием технологии Stereovision стала малобюджетная комедия «Стюардессы». Новый виток 3D вдохнул жизнь в старые, проверенные временем, кинофраншизы. На экране появились трехмерные продолжения «Пятницы, 13-е», «Челюстей» и «Амитивильского ужаса». Правда, 3D-версии можно было лицезреть только в кинотеатрах, на видео все эти картины по-прежнему были «плоскими».

Трехмерные «Челюсти»

Увы, зритель уже порядком подустал от анаглифных очков, не таивших в себе никаких сюрпризов. Итоговое изображение, несмотря на множество усовершенствований, не радовало глаз. 3D должно было стать намного дешевле и главное – более впечатляющим. Во многом этой цели способствовало появление в восьмидесятых нового киноформата – IMAX. Его создатели приложили все усилия, чтобы исключить любые проблемы синхронизации изображений, тем самым избавляя зрителей от головных болей и чрезмерной усталости глаз. IMAX 3D предложил публике новые стандарты качества фильмов и гигантские экраны, противопоставляя себя дешевым и примитивным трехмерным поделкам прошлых лет.

Новейшие наработки в сфере 3D снова приглянулись компании Диснея, которая запустила в производство крайне дорогостоящий проект «Капитан Ио» Копполы с участием поп-звезды Майкла Джексона. В прокате лента шла с маркировкой «4D» в названии, так как кинотеатры самого Диснея дополняли зрелище лазерными эффектами, туманом и гидравлическими сиденьями.

Кинозал IMAX

Поворотным пунктом в развитии 3D-формата стала выставка 1986 года в канадском Ванкувере, где впервые был показан трехмерный фильм для поляризационных, а не анаглифных очков. Вся фишка нового метода заключалась в том, что разные глаза воспринимали разные изображения одного и того же кадра, а уже человеческий мозг объединял их в единую картинку. Данное нововведение не только позволяло существенно расширить трехмерные залы, но и просматривать 3D-картинку с разных позиций без ощутимой потери в качестве.

Тем не менее на протяжении восьмидесятых и девяностых основная масса трехмерных фильмов относилась либо к жанру документалистики, либо к новому видению приключений известных персонажей, как в случае с «Терминатором 2 – 3D» (1996) или трехмерной короткометражкой 1991 года про героев Маппет-шоу.

Возможно, 3D до сих пор было бы уделом низкопробной и малопопулярной продукции для узкого круга киноманов, если бы свое веское слово в данном формате не сказал один из «киновундеркиндов» Голливуда, режиссер Джеймс Кэмерон. Именно он в своем документальном проекте «Призраки бездны: Титаник» (2003) впервые применил для создания объемного изображения цифровые видеокамеры и видео высокого разрешения (HD). Его начинания подхватили многие кинодеятели, в том числе и удачливый Роберт Родригес, который в 2003 и 2005 годах выпустил сразу два технологичных проекта в 3D: третью часть «Детей шпионов» и семейный фильм «Приключения Шаркбоя и Лавы».

Однако кассовый потенциал нового витка 3D-мании продюсеры сумели оценить только с появлением «Полярного экспресса» Роберта Земекиса. Данный цифровой мультипликационный проект демонстрировался одновременно на «плоских», двухмерных сеансах и в IMAX 3D. Разумеется, количество последних не сравнится с масштабными традиционными киносетями. Однако именно с трехмерных сеансов «Полярный экспресс» выручил почти две трети своих кассовых сборов, наглядно показав, что 3D – это не только высокие затраты, но и ощутимые прибыли.

Кадр из «Аватара» Кэмерона

Параллельно IMAX 3D стали развиваться и конкурирующие технологии вроде RealD 3D, Dolby 3D и MasterImage 3D. Все они отказались от морально устаревшего анаглифа, предпочитая использовать поляризационные технологии и очки с применением LCD-фильтров. Киностудии стали не только выпускать фильмы сразу в обоих форматах, но и конвертировать 2D-ленты в трехмерные. Сей процесс в принципе уже давно практиковался, но редко приводил к успеху. Однако с новыми цифровыми технологиями конвертация намного упростилась. Первой под «реконструкцию» попала новая версия «Супермена», правда, в 3D перевели не весь фильм, а отдельные, наиболее зрелищные моменты. Тот же фокус был проделан с более поздними лентами «Алиса в стране чудес» и «Битва титанов».

Безусловно, самым успешным на сегодняшний момент творением в 3D-формате является «Аватар» Джеймса Кэмерона. Как и в случае с «Капитаном Ио», для создания «Аватара» специально разрабатывались видеокамеры и трехмерное программное обеспечение. Официальный бюджет фильма до сих пор неизвестен, но без всяких сомнений его производство может считаться самым дорогостоящим за всю историю кино. Правда, опус Кэмерона принес своим создателям такую выручку, что они с лихвой компенсировали и затраты на съемки, и всевозможные рекламные кампании.


3D-телевизор от LG

Сегодня 3D находится в фаворе у публики. И в отличие от временных взлетов в прошлые периоды популярности на этот раз трехмерное кино, похоже, имеет шанс навсегда остаться в строю. Благодаря новейшим разработкам в этой области резко выросла зрелищность 3D-проектов, а высокий спрос даже на более дорогие билеты на 3D-сеансы позволил многим кинотеатрам закупить самое современное оборудование. На очереди не только продолжение того же «Аватара», но и грандиозные планы по конвертации в 3D такой классики, как, например, «Звездные войны».

Теперь же 3D-технологии масштабно осваивают рынок home video. После премьеры фильма Кэмерона и последующего выхода «Аватара» на DVD в магазинах резко увеличился ассортимент трехмерных телевизоров нового поколения, позволяющих демонстрировать 3D в качестве, не уступающем «кинотеатральному». В комплекте с телевизором также продаются специальные затворные очки с ЖК-дисплеями, работающие от аккумуляторов.

3D-очки нового поколения

Уже в 2011 году многие крупные бренды, такие как LG, Sony, Philips, Samsung и Panasonic, выставили в продажу целые модельные ряды телевизоров с возможностью просмотра 3D-продукции в высоком разрешении, от бюджетных моделей с диагональю 32 дюйма стоимостью 19 тыс. руб. до 65-дюймовых гигантов по цене более 200 тыс. руб. А также снабдили их соответствующими моделями Blu-ray-плееров, проигрывающих диски с 3D-фильмами. Сегодня сегмент 3D-телевизоров необычайно широк и позволяет выбрать модель на любой кошелек.

Следующим шагом в истории 3D-технологий станет серийное производство кинофильмов и телевизоров, способных полностью исключить использование неудобных и дорогих аксессуаров – очков. Пока что эта технология обкатывается на выставочных образцах, но уже в самое ближайшее время подобные устройства могут поступить в серийное производство. Разумеется, поначалу новинки будут настораживать ценами, а кинотеатрам придется вновь раскошелиться на очередное переустройство и закупку оборудования, однако эти первоначальные затраты, без сомнения, быстро окупятся, ибо преимущества нового, «безочкового», формата 3D неоспоримы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *